Сильва Вальтер

Галина Полищук о юбилее необыкновенной балерины.

Порою, когда всё вокруг туманно и неопределенно отнюдь не в романтическом, а увы в самом угнетающе реальном смысле, взгляд в прошлое становится как бы опорой для нового дыхания и последующего шага вперёд.

Мне не довелось видеть на сцене эту балерину, но танцующей и живущей в движении её можно увидеть и сегодня, если повезёт попасть к ней на урок. Сильва Вальтер - это по щедрости природы явление того же ряда что и легендарная Семенова, она с годами не утратила редкой, завораживающей природной координации, свободы владения своим пластическим даром невероятного диапазона (об этом, наверное, можно говорить как о диапазоне голоса у певца), царственной осанки и достоинства прима-балерины.

  2002 год

Её сценической одаренности, её балетных данных с лихвой хватило бы на троих. Природа дала ей античные пропорции, мягкие "иксовые ноги" с большим подъёмом, огромный шаг, текучую пластику и всего этого хватило, чтобы после одной только Одесской школы, которую она окончила по классу Е. Пушкиной, занять ведущее положение в труппе академического театра, а впоследствии охватить весь мыслимый балеринский репертуар.

Её тело способно было передавать всё, и границы амплуа она переходила, даже не замечая их. Поэтому она танцевала и Марию и Зарему в "Бахчисарайском фонтане", Жизель и Китри, Никию, Джульетту и лукавую героиню Штраусовского "Большого вальса", Сильву Вальтер в этой партии зрители вспоминают как Милицу Корьюс в балете.

Она танцевала Аврору, Фею Сирени, Машу в "Щелкунчике", Фригию ... А об Одетте-Одиллии можно было говорить без известного оттенка о предпочтительности для данных балерины той или иной ипостаси этой партии.

 

И, при этом, Сильва Вальтер всегда стремилась добирать недостающий профессионализм, жадно училась, радовалась любой возможности поработать с приезжавшими в Одессу мастерами ленинградского балета. А о работе с Мариной Шамшевой и Ольгой Федоровой над "Спящей красавицей" и "Шопенианой" до сих пор вспоминает с восторгом, и может цитировать их, как студентка-отличница любимого профессора.

Огромную роль в становлении её мастерства сыграли талантливые балетмейстеры Иван Павлов, Николай Трегубов, (в его редакциях шел почти весь репертуар театра) и Игорь Чернышов, оригинальный "Спартак" которого украшал афишу театра много лет. Современная хореография привлекала балерину новизной и извечной надеждой артистов на свою самую главную в жизни роль, и к концу сценической карьеры она станцевала "Утреннюю поэму" Г. Майорова и "Княгиню Волконскую" - (балетмейстерский дебют Германна Замуэля) - это была последняя премьера на сцене.

А дальше Сильва Вальтер начала преподавать. И опять переживания о недостаточном умении и опыте теперь уже в новой профессии - преподавателя. Она обладает чрезвычайно редкой для человека столь успешной карьеры готовностью снова и снова учиться, легко брать новое и оставаться самокритичной. Уже одна только её способность к совершенному каноническому показу элементов классического танца и их координационных связей самодостаточна для её преподавания - в этом её уникальность как педагога. Ей почти не надо пользоваться словом, показ настолько информативен и вдохновенен, он несет в себе одновременно все педагогические приёмы и цель обучения - совершенный образец техники и стиля, музыкальности и самоотдачи. Плюс фантастический репертуарный багаж. Остается удивляться слепоте тех, кто не использует такой богатейший ресурс на благо балетной труппы, не говоря уже о прямой расточительности - много лет засл. арт. Украины тратит на работу совсем не по специальности - с начинающими в аматорской школе, более напоминающей группу здоровья, в то время как она мастер отделки и ей нужен класс уже профессионально подготовленных учеников для филигранной шлифовки на завершающей ступени обучения. Она отличный педагог для старших классов училища и ценный репетитор. В этом деле абсолютно также как в строительстве есть разные специальности, есть каменщики - мастера по закладке фундамента и есть отделочники. И когда к ней вдруг обращаются за консультацией артисты балета, она в своей стихии - вы видите человека в творческом озарении. А артисты в результате пребывают в полном шоке - почему же такой мастер не работает у нас в театре???

Театр вообще мало-логичное понятие. Может быть, и не всё в жизни определяется профессией. Блестящая прима Сильва Вальтер в свое время стала женой известного одесского капитана дальнего плавания, сын впоследствии тоже окончил мореходку. Сейчас она окружена ученицами. И с юбилеем поздравили её, в общем, только они: "слетелись все - почирикали здесь и упорхнули" - улыбается она. Поздравили ещё коллеги из школы. Вот, пожалуй, и всё. "Ну, что вы хотите - возраст уже такой несимпатичный, да и волну вокруг себя я никогда не поднимала". Что, правда, то, правда - пары приличных фотографий о звездных моментах карьеры прима-балерины в её домашнем альбоме не нашлось.

Так любительские снимки.

А жаль, ученикам стоило бы видеть, во след какой ступают...

(февраль 2002)

Галина Константиновна Полищук - педагог классического танца из Одессы, подготовленные ею ученики завершали образование в Академии Вагановой, Пермском и Киевском хореографическом училищах, участвовали в Международных конкурсах артистов балета им.Нуреева в Будапеште и в Перуджии(Италия) Неделя танца в столице древних умбров.
Автор методических пособий по классическому танцу, исследования по истории русской балетной педагогики, начатого во время учебы в ГИТИСе, печаталась в периодических изданиях Перми, Одессы, Киева, принимала участие в освещении в прессе Конкурса им. Лифаря и Московского международного конкурса артистов балета, сотрудничая с журналом "Балет": На пуантах по стране Сержа Лифаря
Икар срывается ...
Коктейль энергии и изящества
Украинская балетная школа на пьедестале...
Galina ( Galyna ) Polishchuk
HOME

Сайт управляется системой uCoz